понедельник, 5 декабря 2016 г.

Образцы сочинений по литературе 2016-2017 г.г.

Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге (В.Г.Белинский)


Пример итогового сочинения по направлению «Разум и чувства».
К чему важнее прислушиваться в любой жизненной ситуации: к голосу разума или советам сердца? Наверное, невозможно на этот вопрос дать однозначный ответ. Франсуа де Ларошфуко, французский писатель XVII века, считал, что «ум всегда в дураках у сердца». На это русская пословица могла бы ему возразить: «И сила уму уступает».
Представим человека, поведением которого руководят исключительно законы разума. Он всегда способен трезво оценить ситуацию, размышляет, как необходимо поступить, чтобы не оказаться в опасности. Но жизнь, подчиненная только указаниям рассудка, часто может стать безрадостной и даже бессмысленной.
В подтверждение этому можно вспомнить Печорина из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». С одной стороны, не знающий страха, он совершает отчаянные до безрассудства поступки. Но под руководством своего «холодного» ума превращается в эгоиста, не способного по-настоящему любить, дружить и сочувствовать. Печорин становится виновником гибели Бэлы, обманывает искреннее чувство молоденькой княжны Мери, равнодушием отвечает на дружескую привязанность Максима Максимыча. «Рассудочный» эгоизм лишает героя Лермонтова права быть счастливым. Он чувствует себя ненужным, не видит смысла в жизни.
«Современник» Печорина – Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина, тоже предпочитает поступать по советам ума, а не сердца. Не желая обременять себя узами брака, он не отвечает взаимностью на любовь прекрасной девушки – Татьяны Лариной. Боясь сплетен, отправляется на бессмысленную дуэль с молодым романтиком Владимиром Ленским. «Как я ошибся! Как наказан!» — с раскаянием восклицает Онегин, когда уже нельзя вернуть отвергнутую когда-то любовь, стать счастливым.
Тщательно взвешивая все «за» и «против», находясь в постоянном подчинении «должен» и «правильно», человек лишает себя возможности в полной мере радоваться жизни, становится неспособным чувствовать сердцем чужую боль и страдания. Известный персидский поэт и философ Омар Хайям утверждал:
Тот, кто с юности верует в собственный ум,
Стал, в погоне за истиной, сух и угрюм.
Думаю, что в поведении человека разумные соображения не должны брать верх над чувствами. Важно в равной степени прислушиваться к зову души и наставлениям ума. Это, конечно, нелегко: разум часто противоречит чувствам и, наоборот, охваченный собственными страстями человек способен действовать необдуманно.
В порыве чувств люди могут поступать благородно и самоотверженно, бесчестно и низменно. Мы восхищаемся героями, которые, не рассуждая, рискуют жизнью, чтобы оказать помощь другим. Не уважаем малодушных, способных в трудный момент предать дружбу, любовь, Родину.
Не всем суждено быть мудрецами, но учиться делать правильный выбор между «должен» и «хочу» может каждый.

Почему нужно анализировать свои ошибки?


Пример итогового сочинения-2017 по направлению «Опыт и ошибки».
Ошибки бывают разные. Человек может выбрать неподходящую специальность, вступить в неудачный брак, подружиться с подлецом или лжецом. От подобных просчётов, прежде всего, страдаем мы сами, и к каким-то глобальным проблемам они обычно не ведут. Если же ошибся, находясь на рабочем месте, к примеру, пилот, водитель автобуса или машинист поезда, последствия могут быть гораздо серьёзнее. А просчёты политиков подчас отрицательно влияют на существование не только отдельного государства, но и планеты в целом.
«Человеку свойственно ошибаться»,- говорили древние. С этим афоризмом не поспоришь: наверно, нет на свете того, кто ни разу не совершал ошибки. Однако, к сожалению, не каждый способен проанализировать собственные просчёты и оплошности, сделать их частью жизненного опыта – главного источника мудрости.
К счастью, большинство совершаемых человеком ошибок можно исправить. Первый шаг к этому – анализ. Почему допущена та или иная ошибка? Можно ли было её избежать? Как исправить? Вот вопросы, которые не помешает задать себе в случае неверного шага.
Важно помнить: осознание факта ошибки – начало пути к её исправлению. Подтверждение этой мысли находим в произведениях писателей-классиков.
Раскольников, герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», создал антигуманную теорию сильной личности, которой всё позволено. Пытаясь воплотить свои идеи на практике, герой лишает жизни старуху-процентщицу, а заодно и её сестру. Некоторое время спустя Раскольников осознаёт и несостоятельность своей теории, и нелепость совершённого преступления. Анализ произошедшего был длительным и мучительным, однако результатом его стало постижение истины: спасение в раскаянии.
Пьер Безухов, герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», вступает в брак с Элен Курагиной. Эта женщина оказалась подлой и коварной; замуж она выходила, разумеется, по расчёту. Пьер со временем осознал: отношения с Элен ведут в тупик. Проанализировав ошибку, Безухов исправляет её – разводится. А впоследствии судьба награждает героя: он счастлив в браке с Наташей Ростовой.
Итак, нет смысла бояться ошибок: их совершают все. Пока человечество не достигло совершенства, мы будем оступаться и принимать неверные решения. Однако ни в коем случае нельзя забывать о «работе над ошибками»: просчёты должны быть проанализированы, только в этом случае они станут не «камешками» на дороге жизни, а ступеньками на пути к совершенству.

Почему люди становятся бесчестными?

Сочинение соответствует тематике итогового сочинения 2016-2017 уч.г. Направление «Честь и бесчестие».
Стремление выглядеть достойно в глазах других людей, самоуважение – качества людей, по-настоящему понимающих, что значит честь. Когда-то оберегающие свою репутацию люди брали в руки шпаги и пистолеты, защищая честь, были готовы жертвовать жизнью. Шекспир утверждал, что для него утрата чести «равна утрате жизни».
К сожалению, в обществе всегда встречаются личности, начисто лишенные чувства собственного достоинства и благородства, любой ценой желающие добиться жизненных благ и выгоды. Почему люди идут на сделку с совестью, совершают недостойные поступки, превращаются в непорядочных и бесчестных?
По-моему, очень важную роль играет воспитание. В семье, где главными ценностями считаются богатство и власть, редко вырастет человек, искренне уважающий других людей, способный творить добро и сострадать. Этих людей гораздо больше волнует собственное благополучие. Часто они для достижения своих целей не останавливаются ни перед чем, забывают о совести и человеческом достоинстве. В произведениях русских писателей мы нередко встречаемся с героями бесчестными, порой превращающимися в таковых по советам старших.
Один из них – герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков. Отцовскому наставлению беречь и копить «самую надежную на свете вещь» — копейку, угождать учителям и начальникам сын следует исправно. Чтобы разбогатеть и счастливо зажить в собственном поместье, Чичиков готов лицемерить, совершать незаконные сделки. Ради будущей благополучной жизни ему ничего не стоит подло обманывать и предавать товарищей и окружающих его людей.
Персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин тоже строит свое будущее по заветам отца. Заискивая перед Фамусовым и другими влиятельными господами, притворяясь влюбленным, этот пустой и ничтожный чиновник постепенно продвигается по службе и уже «три награжденья получил», завоевал чувства Софьи. Но под маской скромного с виду, немногословного и уступчивого молодого секретаря скрывается лживая и подлая натура.
К сожалению, бесчестных людей немало. А начинаться этот непривлекательный путь может уже в детстве. Сначала ты ради сиюминутной выгоды обманул родителей, потом равнодушно прошел мимо хулиганов, не обратил внимания на оскорбления (и сам с легкостью оскорбил других). Если внутренняя совесть молчит, постепенно можно привыкнуть жить по законам бесчестия. Совесть отрицается бесчестьем, зато ложь и зависть – его ближайшие соседи. Эгоистичные желания толкают бесчестного человека на многие позорные поступки. Такому человеку ничего не стоит предать дружбу и любовь, изменить Родине.
Считаю, что понятия «честь» и «достоинство» никогда не устареют. Быть честным человеком нужно для того, чтобы всегда чувствовать себя свободным, уверенно идти по жизни, чтобы никогда не остаться наедине со своей бедой. Мало кто захочет протянуть руку помощи человеку непорядочному.
«Береги честь смолоду», — учит народная мудрость, и не забывай, что «честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь».

Согласны ли вы с тем, что друг познается в беде?




Пример итогового сочинения 2017 г. по направлению «Дружба и вражда».
Друг познаётся в беде… В наше время эти слова стали расхожей фразой, смысл которой не всегда в полной мере осознают те, кто её произносит.
Дружба для многих из нас стала чем-то необязательным, а порой и обременительным. Теперь «друзьями» мы именуем виртуальные контакты в социальных сетях – людей подчас незнакомых, чужих. А ещё ищем общения с людьми влиятельными или популярными, которые могут помочь нам, например, подняться по карьерной лестнице или достичь в чём-то успеха. Как следствие, дружба настоящая, основанная на родстве душ и общности интересов, отодвигается всё дальше, а то и вовсе забывается по причине ненадобности.
И всё же сомнения нет: друг познаётся именно в беде. Никто, увы, не застрахован от сложных жизненных ситуаций: утрат, потерь, разочарований. В такие моменты особенно важна бескорыстная дружеская помощь. А многие ли способны её оказать, не требуя ничего взамен, не припоминая о ней впоследствии?
У Владимира Высоцкого есть замечательное произведение – «Песня о друге». Поэту удалось в нескольких строчках охарактеризовать того, кто достоин называться другом:
А когда ты упал со скал
Он стонал, но держал…
Пожертвовать собой, забыть о собственном благе ради товарища – вот что такое подлинная дружба. Жаль, что сейчас подобное поведение – редкость. В стихотворении Высоцкого звучит и очень интересная мысль о том, как проверить друга: «Парня в горы тяни…» Действительно, в чрезвычайной ситуации, в минуты опасности, «в беде» проявляются наши лучшие качества, одно из которых – способность к дружбе.
Примером истинной дружбы являются отношения Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина. Они познакомились, будучи лицеистами, часто виделись потом: общались, читали стихи, спорили. А в январе 1825 года лицейский друг приехал к ссыльному Пушкину в Михайловское. Этот поступок для Пущина был чреват царской немилостью. Однако настоящий друг поступить иначе не мог. Пушкин с благодарностью вспомнит эту встречу в стихотворении «И.И.Пущину»:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил…
Друг познаётся в беде… В этих словах, если в них вдуматься, заключён огромный смысл. Если у человека есть настоящий друг, верный и преданный, то его не сломит никакое несчастье, он справится с жизненными невзгодами и добьётся всего, чего только пожелает.

Можно ли прожить счастливую жизнь без побед?



Можно ли прожить счастливую жизнь без побед? Ответ на этот вопрос зависит от жизненной позиции человека. Мы отличаемся друг от друга характерами, темпераментом, у нас разные нравственные устои и моральные ценности. Одни стремятся к спокойному и размеренному существованию, а для других подобная судьба лишена привлекательности и смысла – они жаждут взлётов и падений, побед и поражений.
О двух полярных жизненных философиях в аллегорической форме говорится в произведении Максима Горького «Песня о Соколе». Уж счастлив в своём ущелье: ему там «тепло и сыро», о большем он и не помышляет. Сокол видит в жизни иной смысл – в борьбе, стремлении «к свободе, к свету». Разумеется, для Ужа такие идеи – безумие: «рождённый ползать летать не может».
Люди, подобные горьковскому Соколу, стремятся к победам, а значит, не будут счастливы без них. Не важно, в чём именно они одержат верх: в схватке с противником, в споре с оппонентом или в семейном конфликте. Победа – их заветная цель, в ней заключается счастье. Таков Андрей Болконский, герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». В начале произведения он мечтает о подвигах и славе. Тихая жизнь для него неприемлема, поэтому князь идёт на войну. В сражении под Аустерлицем Андрей совершает подвиг – со знаменем в руках ведёт за собой солдат. В дальнейшем мировоззрение Болконского изменится, он придёт к вере. Однако ясно: люди, подобные ему, не бывают счастливы, если в их жизни нет побед – над противником или над собственными слабостями и недостатками.
У «ужей» другая позиция. Они любят покой и стабильность, а следовательно, ни победы, ни поражения их не интересуют, так как к счастью не имеют никакого отношения. Таким человеком является Обломов, герой одноимённого романа Н.А.Гончарова. Для Ильи Ильича идеальна спокойная жизнь – такая, какая была в Обломовке, имении, где прошло его детство. Герой Гончарова обретает счастье, живя с Агафьей Пшеницыной. Эта женщина смогла оградить его от житейских бурь и обеспечить безмятежное существование. Понятно, что людям, подобным Обломову, победы для счастья не нужны.
И «соколы», и «ужи» могут быть хорошими, достойными людьми. Те и другие способны добиться в жизни многого. Однако, как видим, взгляды на победу у них разные: первые счастливы, когда побеждают, а вторые счастливы и без побед.
Итак, наше мировоззрение напрямую влияет на отношение к жизни во всех её проявлениях. А потому нельзя однозначно ответить на вопрос, вынесенный в заголовок сочинения: для одних людей счастливая жизнь без побед вполне возможна, для других – немыслима.



2 комментария: